* FAQ    * Поиск * Вход  

КАРАКОРЫ.РФ

Форум о Семикаракорске и его жителях

 Текущее время: 27 апр 2018 08:01 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 26 мар 2014 11:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Донские калмыки - кто они? Некогда братский народы казаки и калмыки были не разлучны несколько веков, калмыки жили и в нашем округе. А теперь, после советского геноцида, репрессий и депортации казаков и калмыков, мы друг о друге только иногда слышим и ещё реже встречаемся. Что слышно сегодня про Донских калмыков, чем они живут и о чём думают?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 26 мар 2014 11:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
ДОНСКИЕ КАЛМЫКИ
С тех пор как калмыки добровольно вошли в состав Донского Казачества, объединенные с казаками общей любовью к своей свободе, к просторам Донской степи, объединенные одной идеей — защитой Родного Края, зажили одной братской жизнью; со временем калмыки приняли и имя Донского казака Сальского округа.
Калмыки — одна из главных ветвей монгольского племени. Родина их Азия, откуда они пришли в пределы приволжских и прикаспийских степей в 1632 году, в виде независимого народа, со своей национальной властью в лице своего хана Хо-Орлека.
Основная часть калмыков — «ойраты», в прошлом были весьма могущественны, неоднократно бывшие победителями сильных китайцев. «Ойраты» — это собирательное имя, оно известно больше как название Союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Союз этот долгое время играл решающую военно-политическую роль на востоке. А затем из-за возникавших постоянных междоусобий ослабел, пришел к упадку, а в 1755 году в борьбе с Китаем племена эти были побеждены и потеряли свою самостоятельность.
Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей.
При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа.
Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом.
В 1884 г. вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Нурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.
Расселившись по станицам, донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством.
Своим упорным трудом донские калмыки достигли хороших результатов. Появляются большие хозяйства. Калмыки культивируют прекрасную ивыносливую породу строевой калмыцкой лошади.
Кроме прекрасных строевых лошадей, славится особая порода, красного, калмыцкого рогатого скота.
В процессе культурного и хозяйственного развития огромную роль сыграло калмыцкое духовенство; оно было главным проводником их религиозной и культурно-общественной жизни. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырехклассное женское училище, реальное училище. В Новочеркасске нередко можно было видеть детей калмычат и калмычек в форме гимназистов-ок, реалистов, а калмыцкую молодежь — студентами-студентками и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.
В Великую войну и в Освободительной казачьей борьбе они показали себя как прекрасные боевые офицеры : Полковник Магатов, командир 21 Донского каз. полка в Великую войну, сотник Мангатов, Войск. старш. Батырев, подъесаул Дакугинов, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Тенкин и др.
Многие умерли геройской смертью на полях сражений, защищая свою Родину. Полк. Мангатов, сотн. Мангатов, Войск. Ст. Батырев, полк. Дешин, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Дакугинов, хор. Сафонов, сотник Абушинов (до последней минуты, командуя 3-м Донским калмыцким полком, защищавший Новороссийск и брошенный на расправу большевикам), хор. Борманжинов, сотн. Буринов, хор. Зодьбинов, подъес. Шарманжинов, подъес Куркусов, хор. Балинов, хор. Пуртилов и др.
В начале Освободительной казачьей борьбы (начало 1918 года) Сальский округ был районом борьбы за свободу. Здесь в степях партизаны Походного Атамана ген. П. X. Попова проделали свой замечательный «Степной поход». Весь калмыцкий народ стал на защиту своих станиц и вошли в отряд ген. П. X. Попова. По очищении Сальского округа при Атамане Краснове, калмыки сформировали два полка: Зюнгарский и 3 калмыцкий (1 Донская дивизия) — постоянной армии и конную полусотню в конвой Донского Атамана. Калмыки в составе Донской Армии до самого конца боролись с большевиками. При оставлении родной земли, они целым народом, с семьями покинули свои станицы и отходили при армии до Новороссийска. Оставленные Главным командованием Белой армии на берегу Новороссийского мола, большая часть их погибла, приняв от большевиков мученическую смерть.
В эмиграции донских калмыков насчитывалось немного больше тысячи душ, рассеянных по разным странам, но характерным для них явлением было то, что они оседали заграницей не рассеиваясь, а сохранили большие группы, образовав свои калмыцкие хутора и станицы, а одиночки вошли в общеказачьи организации.
При открытии в Югославии Донского кадетского корпуса (1922 г.) значительная часть детей-калмыков были зачислены в корпус, в гимназии в Праге, а также в Высшие учебные заведения Праги, Белграда и других столиц. Многие из них, окончивши свои школы, работали по своей специальности. Среди молодой калмыцкой интеллигенции создавались культурные центры, кружки в Праге, Белграде, Софии. Многие сотрудничали в казачьих журналах. Благодаря энергии и жертвенности в эмиграции были выпущены периодические журналы: «Ойрат» (1924), «Улан Залат» (1927-30), «Мана-Санан» и «Ковыльные Волны».
Существовавшая в Праге Калмыцкая Комиссия Культурных Работников успешно занималась сбором произведений калмыцкого устного творчества и выпустила несколько книг «Хонхо» на калмыцком языке.
Но самое замечательное событие в жизни калмыцкой эмиграции — это постройка первого в Европе буддийского храма в Белграде. Донские калмыки, несмотря на свою малочисленность, путем жертвенности и энергии при ближайшем содействии духовенства и всей эмиграции, построили не только прекрасный храм, но и помещение для духовенства, библиотеку и школу при нем. Храм был построен на окраине Белграда, где создан калмыцкий хутор Мокрый Луг и 12 декабри 1929 года торжественно освящен при многочисленном количестве собравшихся. Случай этот показывает ту жертвенность и спайку, которой держатся Донские калмыки, несмотря на тяжелые условия нашей зарубежной жизни.
Этим они лишний раз доказали всем, что в Единении — сила.
Во время Второй Мировой войны калмыки снова выступили отдельным корпусом против советской власти. После поражения Германии их выдали вместе с Казаками Сталину: оставшиеся на родине подверглись новым репрессиям, а уцелевшие от выдачи в своем большинстве приняты в США, где живут обособленной религиозной и культурной жизнью.
Донские калмыки обозначены второй полосой жёлтого цвета на Флаге Дона, после казаков обозначенных первой полосой синего цвета. Донской казачий флаг впервые был поднят над Новочеркасском в мае 1918 года и является флагом Всевеликого войска Донского и по сей день.

Творческое объединение "Стрелы Сары-Азмана" http://vk.com/strelyazmana?w=wall-51351731_410


Последний раз редактировалось Адатнай 26 мар 2014 11:27, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 26 мар 2014 11:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
"И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК
И ПРИЯТЕН…" или "Дорога в Америку"

У меня никогда не было "придыхания" перед Америкой, я никогда туда не стремился и никогда о ней не мечтал. Но когда получил приглашение от американских калмыков с предложением прочитать ряд лекций накануне 70-летия депортации калмыцкого народа, то посчитал, что съездить нужно обязательно. Чтобы рассказать о депортации и геноциде нашего народа, о последствиях ссылки, о жизни моих соотечественников в это сложное время и заодно посмотреть, чем же сегодня живут "американские" калмыки и сравнить американский и российский образ жизни. И понять главное: чем же так манит нашу молодежь эта страна?! Сборы были недолгие. Единственный вопрос, который нас с женой интересовал, это тот, которым мучаются все, кто страстно жаждет попасть в Америку: дадут или не дадут визы для въезда? Ведь мы рисковали, предварительно заплатив 11 тысяч рублей консульского сбора на двоих. Как известно, консульский сбор не возвращается. Риск благородное дело! Мы решили рискнуть и заодно тряхнуть стариной, считая, что такая "оказия" может в этой жизни нам больше не выпасть (мне принимающая сторона оплатила проезд в оба конца, жена поехала за свой счет). Это была наша первая поездка в дальнее зарубежье. Наслушавшись "доброжелателей и знатоков", набрали кучу справок: начиная со свидетельства о праве собственности на старенький дом, справок из банка о нахождении денег на лицевых счетах (деньги на время поездки пришлось занять у друзей: положили на счета с обещанием, что по приезду вернем) и заканчивая копией тех паспорта на мой далеко не новый автомобиль. И все для того, чтобы доказать свою "состоятельность" и решимость вернуться к оставленным "капиталам" в России. Действительность показал, что это процедура, вероятно, придумана "совковыми мозгами" самих же россиян для своего же унижения. Собеседование в американском посольстве нам назначили на 20 ноября 2013 года на 10 часов утра. Из Элисты в Москву выехали загодя, чтобы утром двадцатого быть в посольстве. Успели вовремя. Через двадцать пять минут после того, как зашли в посольство, оказались на улице… с трехлетней визой на руках! Что поразило, так это будничность, с которой работали и штамповали визы работники посольства. Задали ряд несложных вопросов: "Цель поездки? Есть ли родственники в Америке? Есть ли калмыцкие диаспоры в Европе? На какой срок Вы въезжаете в Америку?". Не знаю, по какому критерию они делают отбор, но наши "страхи" не оправдались: ни одна из многочисленных подготовленных справок нам не понадобилась! С визами на руках попросили наших американских друзей калмыков заказать авиабилеты из Нью-Йорка на американские авиакомпании. Почему? Да потому, что одна российская авиакомпания продавала билеты в оба конца (Москва - Нью-Йорк - Москва) за 42 тысячи, другая за 28 тысяч рублей, американская же компания всего за 16 тысяч 500 рублей (и это в оба конца!). Не знаю, может, это был не сезон и нам повезло...
Находясь в Москве десять дней и поездив по ней, заметил: Москва жирует! И жирует она в основном за счет мигрантов из Средней Азии и, как это ни обидно звучит, также за счет "гастербайтеров" из Калмыкии… Глядя на московские небоскребы, с грустью вспоминал песню Юрия Красноперова "Скажи, председатель": о погибших деревнях России, о том, что так не было даже во время войны, о том, что в российских деревнях остались лишь старики… "Боинг 737" американской авиакомпании "Дельта" за 11 часов беспосадочного перелета через Атлантику доставил нас в аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке.
Чуть позже, уже улетая из Нью-Йорка, я понял, что Америка тоже жирует, но жирует вся, а не только в столице! За счет мигрантов со всего света, а также за счет бедных стран, которые своими тощими экономиками на кривеньких ножках стоически поддерживают этот злосчастный доллар ничем не обеспеченный зеленый фантик, производство которого обходиться Федеральной резервной системе США всего в 6 центов. Поэтому Америка сегодня это самая богатая страна в мире! В Америке пробыли всего 13 дней, если учитывать день прилета и отлета. Встретили нас очень тепло и доброжелательно! Первую лекцию читал 1 декабря в Нью-Йорке на Манхэттене в так называемом "Тибетском доме". Операцию "Улусы" по депортации калмыков назвал "карательной". 13 лет ссылки охарактеризовал "годами ужаса, вопиющей несправедливости и бесчисленных жертв…", заметил, что "сегодня, по прошествии 70 лет, геноцид в отношении нашего народа продолжается, приняв более уродливые формы". Лекцию закончил словами, что "сегодня репрессированные народы России проживают в национальных резервациях колониальной России, где прозябают и постепенно деградируют". Что может быть горче этих слов! В эти же дни удалось съездить в Вашингтон и передать в библиотеку Конгресса Соединенных Штатов Америки книгу, изданную под эгидой Союза репрессированных народов России, о "Вкладе репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", чем очень горд! Теперь имена наших дедов и отцов вечно будут храниться в этой авторитетной для всего мира библиотеке. Договорился с американскими калмыками, что их вкладом в дело реабилитации калмыцкого народа будет перевод и издание данной книги в Америке. Тысячи американцев узнают о трагической судьбе депортированных народов, о их мужестве и героизме. Побывал на Капитолийском холме, где сфотографировался с развернутым флагом калмыцкого фонда, как символа борьбы репрессированного калмыцкого народа за свои права. Замечу, что этот флаг в январе 2011 года был поднят на высочайшую вершину Африки гору Килиманджаро (5895 м), а в январе 2013 года на гору Аконкагуа (6962 м), высочайшую вершину Южной Америки, находящуюся в Аргентине. В Америке впечатляло многое, вот некоторые из наблюдений о своеобразном поведении различных этнических групп: группа молодых евреев (1517 лет) поведение, как всегда, пристойно. Они в своих традиционных кипах маленьких шапочках на голове и в умно поблескивающих очках, весь их вид говорит о том, что это, прежде всего, интеллектуальная элита Америки; группа подростков афроамериканцев всегда шумная, импульсивная, с наушниками и движущаяся в такт своих ритмов. Очень ярко одетая и вызывающая, но при этом очень и очень артистичная! Это, видать, у них в крови; еврейские семьи традиционно большие! И, как я понял, проживая во многих странах мира, они большей частью придерживаются своих обычаев и традиций. Дети евреев в отличие от американских детей не избалованы. С малых лет им прививается чувство ответственности. И если мы видим на детской площадке большую еврейскую семью, то видим порядок и взаимопонимание. Старший ребенок смотрит за младшим, младший за младшеньким, и так до грудного. Мать в это время сидит в стороне и отдыхает; американские дети зачастую закатывают истерики, валяются на земле в общем, "качают свои права". С самого раннего детства им говорят об их правах, при этом забывая об их обязанностях. Вот так уродуется детская психология, воспитывающая поколение потребителей. В жизни все должно быть разумно: и рядом с пряником его прав должен лежать кнут его обязанностей. Правда, надо заметить, что не все так драматично! Есть и нормальные дети добрые, отзывчивые, как говорят, просто душечки! Об Америке можно писать долго, но одно неоспоримо и однозначно граждане Америки защищены! Здесь есть понятие "личного пространства", когда никто не имеет права приблизиться к вам ближе одного метра. Здесь все улыбаются друг другу. Здесь каждый живет своей жизнью, при этом не нарушая права других. Здесь, если вы пристойно себя ведете, можете прожить всю жизнь, не имея гражданского паспорта, и никому не придет в голову спросить его у вас. Даже американскому копу! Поэтому здесь чувствуешь себя прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ!!! Тебя не потащат в "обезьянник", из тебя не будут вымогать деньги в полиции, думая, что ты очередной "чурка" из Средней Азии, не будут унижать твое достоинство и честь. Здесь ты защищен по полной программе! Я не говорю о тех перспективах, которые открываются перед лояльными и законопослушными гражданами Америки, но поверьте они безграничны! И не это ли тянет наших детей в страну, для нас во многом еще загадочную, где они в полной мере могут реализовать свои мечты и амбиции. Мы не вправе их судить, ибо здесь, в России, у них на сегодняшний день нет будущего! И это мы должны с горечью признать. Калмыцкая диаспора в Америке живет по-разному: кому-то повезло, и он, найдя хорошую работу, живет достойно, кто-то перебивается случайными заработками. Но заметил главное: калмыки тянуться друг к другу, пытаются вдали от Родины сохранить свою культуру, прививают детям наши обычаи и традиции. На свои средства в Америке калмыками построено пять буддийских храма. Очень радостно отмечаются все наши национальные праздники, будь-то Зул или Цаган Cар! Где бы и как бы человек ни жил, он всегда будет чувствовать свою этническую принадлежность, это всегда будет в нем присутствовать! В этом плане поучительна моя встреча в штате Нью-Джерси со старенькой калмычкой 82 лет, 76 из которых она прожила в Америке. Будучи маленькой девочкой, в годы Второй мировой войны вместе с родителями, с отступающими войсками, она сначала попала в Европу, а затем в Америку. Она прекрасно говорила на калмыцком, и я поначалу подумал, что она не знает английского, потому что в ней увидел типичную калмыцкую бабушку. Она показалась мне такой родной и близкой. А много ли наших бабушек знает английский? Так вот, разговорившись с ней, я посетовал, что наша калмыцкая молодежь спит и видит себя американцами. На что она ответила: "Глупые! На протяжении 76 лет я каждую ночь вижу во сне нашу калмыцкую степь, ее ковыльные дали, слышу запах полыни. Просыпаюсь… и долго потом не могу уснуть". Образ этой старой калмычки и ее слова до конца моей жизни останутся со мной. В Америку стоит ездить, но только для того, чтобы еще раз утвердиться в мысли, что лучше Калмыкии ничего нет! Мне удалось подметить, что в пригороде Нью-Йорка растет точно такой же камыш, что и в пригороде Элисты. Так кто нам, калмыкам, не дает возможность построить такой же Манхэттен финансовый центр, но уже юга России. Отрегулировать права человека, как в Америке? Отвечая на свой вопрос, скажу наше малодушие и трусость! В заключение хотелось сказать о следующем: пока мы, калмыки, не осознаем свою этническую принадлежность, не возродим свой калмыцкий язык, не определим свою национальную идею, не воспитаем национальную элиту и не консолидируемся до тех пор будем прозябать и стремительно деградировать! Сегодня на повестке дня стоит вопрос о сохранении и спасении ойрат калмыцкого этноса!

Аркадий ГОРЯЕВ,
председатель "Союза
репрессированных народов
России"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 27 мар 2014 01:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Солнце, как ни было бы жарко,
С материнской теплотой не имеет сравненья.
Друг, как бы ни был он хорош,
С родственником не имеет сравненья.
Чужая земля, как бы ни была хороша,
С Родной нет ей сравненья.
Родина, как бы ни была далека,
Никогда не удаляется от думы.

(Перевод с калмыцкого)
Н. Туроверов
"Родимый край"
Франция 1967г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 11 апр 2014 22:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
О военном вспомоществовании калмыцких владетелей Войску Донскому.

Калмыцкие владетели по своему почину оказывают Войску Донскому военное вспомоществование супротив басурман, заключают наступательные и оборонительные договоры, обмениваются устными вестями о передвижении басурман, выставляют всадников в составе походных войск для войны с неприятелем и захвата дувана. За участие калмыцкого народа в походах донских атаманов и казаков калмыцкие владетели получают причитающуюся часть дувана.
В случае необходимости калмыцкие тайши обращаются к Войску Донскому для военного вспомоществования.

Обычаи вольного казачества (XVI-начало XVIII вв.) Г. Г. Небратенко


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 12 апр 2014 11:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 окт 2006 14:33
Сообщения: 3419
Благодарил (а): 68 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Пусть немного не в тему, но считаю правильным привести письмо к калмыцкой молодёжи.
Оно из интернета и не несёт в себе признаков авторства, однако в данном случае это не имеет значения.


Здравствуйте дорогая молодежь Калмыкии! Я живу в п.Аршан и как вы знаете рядом просторные степи. Я стала замечать с каждым годом что, подснежники и тюльпаны растут не так хорошо. Раньше их было "море"! Я сегодня вышла и еле как нашла несколько подснежников! Родители детей и молодежь, прошу, уважай свою Родину, не рви цветы! Сейчас наврятли еще появятся подснежники, а про тюльпаны даже страшно говорить, ведь дети приходят каждый день и рвут, а наследующий год и станет еще меньше. Наша степь буквально умирает... Сейчас даже нормально в степи не погуляешь и не сфотографируешься. Ведь на каждом шагу мусор и рваные пакеты. А это все сделали мы. Уважай Родину. Не Рви Цветы! И пожалуйста, не кидайте мусор в степях. Ведь я вас очень прошу!

Сейчас 8 апреля 2014 год(может быть рано, но все равно, их все меньше и меньше..). Сегодня решила пройтись по степи, но увы, не нашла ни одного подснежника, нашла лишь один единственный тюльпан. А ведь я никогда не рвала эти прекрасные цветы охапками, как некоторые, что в руках не умещаются. Я в детстве рвала только 1 или 3 штучки и все. Уважайте свою Калмыкию, мы просто теряем свои родные достопримечательности! Ведь чаще всего я вижу ребят от 7-14 лет, которые рвут цветы целыми "букетами"...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Донские калмыки:былое и нынешнее.
СообщениеДобавлено: 13 май 2014 22:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Ученый этнограф представил свою версию истории донских калмыков

Начиная с 1980-х гг. в США стали выходить работы Араша Борманджинова по истории донских калмыков, в которых освещались вопросы, являющиеся ключевыми, исходными при изучении истории любого человеческого сообщества, будь то государство, этнос или субэтнос: происхождение, география расселения, социальная, духовно-религиозная, административная организация. Как и у других народов, формирование самосознания этой калмыцкой этнической группы восходит к мифам согласованным представлениям людей о своем прошлом. Один из наиболее устоявшихся вариантов такого мифа исследует Борманджинов в своей работе о князьях бузавов (донских калмыков).

Все известные источники, как калмыцкие, так и русские, сходятся в том, что первыми князьями, пришедшими на Дон со своим улусом, а не отдельными семьями, были Баахан-тайши и его младший брат Баатур. В народных преданиях они представлены как родоначальники бузава от Волги до Дона, однако имени их отца история не сохранила. Вероятно, они не принадлежали к высшей знати, но являлись прямыми потомками Далай-Баатура (ум. 1637), одного из главных дербетских тайшей. Ф.К. Траилин, известный исследователь донского казачества и издатель, пишет, что, по народному преданию, Баахан и Батур после смерти своего отца отделились от Аюки-хана и ушли на Дон. Русские источники не сообщают о распределении пастбищных земель и подданных между двумя братьями после их прикочевки в донские степи. Однако в народной памяти отложилось событие, связанное с разделом улуса.

По легенде, которую Траилин слышал около 1870 года, это произошло следующим образом. Когда все население улуса - и стар, и млад - собралось на большой равнине, князья на глазок определили середину толпы и проскакали сквозь нее галопом. Люди отпрянули в страхе и таким образом внезапно сами разделились. Немедленно был оглашен княжеский указ, разъясняющий, что те, кто по левую сторону, будут принадлежать Баахану, а кто по правую - Баатуру. Пораженные ужасом люди издали вопль отчаяния "Яглаб! Яглаб!" В одних случаях дети оказались разлученными с родителями, в других - мужья с женами. Несмотря на трагизм, произошедшее было воспринято как должное. Калмыки, как и вообще монголы, издревле верили в божественное происхождение своих правителей и безоговорочно подчинялись им. И в данном случае разлученные семьи и дети вынуждены были покориться судьбе и последовать за своими князьями. Часть бывшего улуса, принадлежащая Баахану, позднее стала называться Харьковской, или 1-й сотней Верхнего улуса. Удел Баатура получил название Бакшинской, или 1-й сотни Нижнего улуса. Эта сотня, замечает Борманджинов, славилась красивыми женщинами. Донское предание не лишено было романтической окраски: якобы при внезапном разделе все красивые женщины оказались на правой стороне, а таковые мужчины - на противоположной. Наряду с официальными наименованиями бытовали и "природные". Так, часть, отошедшая к Баахану, упоминалась как Цевднянкинская - от Цевдина, потомка Баахана в четвертом поколении (с 1877 г. - станица Граббевская), а вторая как Джалсынская - от Джалсана, прямого потомка Баатура во втором колене (с 1877 г. - станица Иловайская). Эти два первых княжеских удела постоянно тяготели друг к другу впоследствии. Взаимные браки, которые имели место всегда, только усиливали родственные связи между ними. По преданию, только эти два удела имели общее зюнгарское (джунгарское) происхождение.

В письме Николаю Пальмову от 7 октября 1929 г. Харти Кануков передает содержание легенды, услышанной им когда-то давно. Она почти неотличима от предания Траилина, изложенного выше. Обе версии совпадают в освещении истории с насильно разлученными семьями и близкими родственниками, за одним исключением. По Канукову, жестокий произвол князей, имевший место при принудительном разделе улуса, был осуществлен не ими самими (по Траилину), а всадником, исполнявшим их приказание. Этот всадник, говорят, проскакал галопом сквозь толпу с распущенным арканом.

Через месяц с небольшим Пальмов получил от Канукова рукопись Ц.М. Зартынова о донских калмыках. В ней также утверждается, что Баахан и Баатур были первыми нойонами донских калмыков. Есть основания считать, пишет Борманджинов, что автор рукописи - Цаган М. Зартынов, грамотный атаман Эркетинского аймака, в июле 1920 года был избран членом Калмыцкого облисполкома. В свою очередь Пальмов сообщил Канукову, что 24 ноября 1926 года некий Москалев, школьный учитель, калмык, рассказал ему о рукописи по истории донских калмыков, составленной калмыком, подписавшимся "Донской бакша". Согласно этой анонимной рукописи, первые донские калмыки были приведены из Джунгарии Бааханом и Баатуром-тайши. Они проследовали на Донец (Северский Донец, правый приток нижнего Дона) без остановки на Волге и основали свой новый кочевой лагерь у Экчду-Хойр, где до Гражданской войны 1918-1920 годов находился Провальский государственный конезавод.

Как уточняет Борманджинов, этот конезавод располагался в шести верстах от железнодорожной станции Провалье и примерно в 70 верстах от города Александровск-Грушевский и железнодорожной станции Шахтная, вблизи границы Таганрогского округа. В письме Пальмову от 11 декабря 1932 года тяжело больной Кануков сообщал, что в его распоряжении находится упомянутая Москалевым рукопись, которую можно было бы издать в сжатом виде, как хронику исторических событий с 1630 (или 1636) до 1917 годов. Это было последнее упоминание о той самой рукописи в переписке Пальмова - Канукова. Через два месяца Канукова не стало, а ровно через год, в феврале 1934 года, оборвалась жизнь Пальмова.

В своей работе, изданной в 1991 году, Борманджинов высказывает сожаление, что рукописи Зартынова, неизвестного "донского бакши" и Пальмова до сих пор не опубликованы. С удовлетворением следует отметить, что в 2007 году Калмыцкое книжное издательство выпустило в свет "Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России" Николая Пальмова, куда вошли различные варианты рукописи, результат нескольких лет труда ученого, специально посвященной ранней истории донских калмыков. Судьба первых двух рукописей остается неизвестной.

Недавно вышла книга известного российского антрополога и этнографа А.В. Головнева "Антропология движения (древности Северной Евразии)", представляющая во многом новый и достаточно оригинальный угол зрения на этническую историю. По мнению автора, изложенному в почти афористичной форме, история рассталась с кочевниками, так и не сумев их толком понять и описать. В кратком изложении его аргументы сводятся к следующему. Взгляд оседлого историка на кочевников настраивает на поиск источника движения где угодно (климатические бедствия, плохие соседи и т.п.), только не внутри человека и культуры, в то время как в любом сообществе обнаруживается социальное ядро, задающее смысл и ритм жизнедеятельности, формирующее ценности и каноны. Таким ядром выступает элита, представленная военными, политическими, религиозными, экономическими лидерами. Её действия предопределяют общее состояние и движение народа, тогда как прочие прямо или косвенно подчинены ей и составляют деятельностную оболочку. "Сеть деятельностных схем образует общественную ткань, а элитные схемы придают ей структуру, осознаваемую как порядок, и выстраивают событийный ряд, воспринимаемый как история", - приходит к заключению Головнев. Выдвинутая им концепция "Homo mobilis, "движущегося человека", расширяет возможности исторической реконструкции.

Современному человеку порой непросто понять людей, живших в далеком прошлом. В своем сугубо научном эссе-исследовании генеалогии Баахана и Баатура, представителей той самой элиты, о которой говорит Головнев, Борманджинову удалось преодолеть историческую дистанцию. "Очищая" донское предание от вымысла, восстанавливая реальную картину, он приближает нас к пониманию взаимоотношений, мотивов и поступков людей, живших три столетия назад.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group