* FAQ    * Поиск * Вход  

КАРАКОРЫ.РФ

Форум о Семикаракорске и его жителях

 Текущее время: 23 июн 2018 01:34 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Казаки - известные деятели культуры и науки.
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2013 23:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Казаки- это не только народ-воин, это еще и народ-художник, народ-писатель, народ-философ, народ-поэт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки - известные деятели культуры и науки.
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2013 23:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Алексей Федорович Лосев (1893-1988 гг.) - родился 10/23 сентября в столице Области Войска Донского городе Новочеркасске. Выдающийся философ, филолог, переводчик, доктор филологических наук. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского. На мировую войну философу попасть не удалось. «Хочется идти туда, постоять за православную веру, за нашу родную землю. Недаром же я казак» — так писал Лосев в одном из писем того времени.
После революции подвергался преследованиям. Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм («Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами, и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это») и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.
Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, А. Ф. Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.
По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист».
В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.
После смерти Сталина у Лосева опять появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии. Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).
Скончался 24 мая 1988. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Вложения:
3dtICCFyDaY.jpg
3dtICCFyDaY.jpg [ 237.16 КБ | Просмотров: 1193 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки - известные деятели культуры и науки.
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2013 00:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Вот ещё одна, более подробная статья о А.Ф. Лосеве:
Родился А.Ф.Лосев в столице Войска Донского, в Новочеркасске. Его мать — Наталия Алексеевна Лосева, донская казачка (в девичестве Полякова) была дочерью священника, протоиерея Алексея Полякова, женщиной глубоко религиозной, строгих правил. Воспитывала она сына одна. Ее муж, отец Лосева — Федор Петрович, талантливый музыкант, склонный, однако, к богемной жизни, бросил жену, когда будущий философ был ещё ребенком.

От отца Алексей Фёдорович унаследовал страсть к музыке и, как он сам признавался, «разгул и размах идей», «вечное искательство и наслаждение свободой мысли». От матери — строгое православие и нравственные устои жизни. Мать и сын жили в собственном доме, который в 1911 г., когда Алексей окончил с золотой медалью классическую гимназию, пришлось продать — нужны были деньги для обучения в Московском Императорском Университете. Философские статьи Лосев начал писать ещё в гимназии. Став студентом, он просиживал в библиотеках, много читал и размышлял. «Отнимите у меня талант, отнимите оригинальность исследований, но работоспособности у меня нельзя отнять», — писал А.Ф.Лосев.

В тот же год он становится членом Религиозно­философского общества памяти Вл.Соловьёва, где близко знакомится с выдающимися представителями Серебряного века: С.Н.Булгаковым, П.А.Флоренским, Е.Н.Трубецким, Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, поэтом-символисто­м Вяч.Ивановым, которого Лосев особенно ценил.

Он всерьёз увлёкся философией Платона, средневековой диалектикой, много занимался и философско­математическими проблемами (Лосев интересовался математикой, теорией относительности Эйнштейна, уравнением Лоренца). В написанных позднее статьях он покажет связь математики с музыкой, ведь, по Лосеву, «музыка и математика — одно и то же». Он пишет статьи «Русская философия» (напечатана в Цюрихе в 1919 г.), «О философском мировоззрении Скрябина», «Исследования по философии и психологии мышления».

В 1927—1930 гг. вышли первые книги знаменитого лосевского «восьмикнижия»: «Философия­ имени», «Античный космос и современна наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», готовятся к печати «Вещь и имя», «Николай Кузанский и средневековая диалектика». В 1930-м вышли «Очерки античного символизма и мифологии».

А.Ф.Лосев обладал удивительной способностью иногда в одной фразе передать суть проблемы, чётко и ясно изложить своё мировоззрение.

"Бог не есть имя, но Имя — Бог".

"Имя мифа есть сам миф, но миф не есть имя".

"Миф не есть фикция. Миф – это чудо. Миф – это развернутое магическое­ имя".

Под видом изучения античной эстетики слова и символа Лосев проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира. Этот синтез учения об имени и учения о мифе есть центральный пункт всей лосевской философии.

У Лосева «имя есть жизнь». Без слова и имени человек «антисоциален, необщителен, не соборен, не индивидуален». «Именем и словами создан и держится мир. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир».

На "философский пароход" Лосев не попал только благодаря своей молодости и неизвестности. Его "одиссея" началась позже, гонения начались в 1929-м. В газетных и журнальных статьях его назвали реакционером, «воинствующим мистиком» и обвинили во всех смертных грехах, среди которых «мистическая экзальтация», «реставрация Средневековья», «мракобесие», «реабилитация алхимии, астрологии, магии» и даже «близость к фашистской эмиграции», что было уже вовсе не шуточным обвинением.

Л.Каганович с высокой трибуны на ХVI съезде ВКП(б) заклеймил Лосева как «философа-мракобеса», что равнозначно было объявлению его классовым врагом.

А в 30-м году, после появления книги «Диалектика мифа», где философ открыто отвергал марксизм со свойственной ему казачьей прямотой, на которую и теперь мало кто может решиться, наступила развязка. Вот как в своей книге он определил сущность главенствующей на тот период в стране интернационалистской мифологии диалектического материализма: "Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами, и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить".

Это уже был приговор.

В ночь на Страстную пятницу 18 апреля 1930 года Лосева арестовали и приговорили к 10 годам лагерей (его супругу к 5 годам), обвинив в антисоветской деятельности и в участии в церковно-монархической организации. К тому времени, в 1929 году, супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Постриг совершил известный афонский старец архимандрит Давид.

С удивительной стойкостью переносили Лосевы свое лагерное бытие, о чем свидетельствует переписка супругов. «Пока хожу и сторожу свои сараи и раздумываю на темы по философии числа», — писал он своей первой жене, Валентине Михайловне Лосевой. Поддерживала их силу духа глубокая вера.

4,5 месяца Лосев провёл в одиночной камере, потом 17 месяцев во внутренней тюрьме на Лубянке. Как бы тяжело ему ни было, он не сдавался. Когда перевели в общую камеру, стал читать соседям лекции по истории философии,­ по эстетике, логике, диалектике. Имел огромный успех! Потом, уже в лагере, он занимался арифметикой с товарищами по несчастью. И даже прочёл лекцию заключённым и сотрудникам ГПУ о... философском подходе к теории относительности Эйнштейна. Это при том, что советские учёные тогда Эйнштейна бойкотировали! Как удалось осуществить такую явно антисоветскую акцию в самом центре искоренения инакомыслия — непонятно, но слушатели в конце устроили лектору овацию.

Однако сфабрикованное дело потерпело в конечном счёте крах. Лосевых освободили в 1933 году в связи с завершением строительства канала. Правда, Алексей Федорович вышел из лагеря, почти потеряв зрение, сохранив только возможность различать Свет и Тьму.

А.Ф.Лосев — не только великий мыслитель. Он ещё и великий Педагог. Учительствовать он любил и делал это с удовольствием, артистично, захватывающе, увлекая своих слушателей такими фактами, которые никто, кроме него, им сообщить не мог. Своего замечательного учителя с любовью, восхищением и благодарностью вспоминали дореволюционные гимназистки и ученики советской трудовой школы (был после революции такой сомнительный эксперимент в образовании, но и в этой исковерканной реформами среде Лосев умудрялся посеять «доброе и вечное»), учащиеся Московской консерватории и студенты университетов в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Самаре и Полтаве, куда Лосев ездил читать лекции в голодные 1920-е и 1940-е гг.

А на его семинар по Гегелю, который Лосев вёл в МГУ, рвались студенты разных курсов и факультетов.

На свободе Лосев продолжает работать, преподаёт в провинции, пишет прозу в жанре религиозно-философской фантасмагории (повести «Театрал», «Встреча», «Трио Чайковского», «Разговоры на Беломорканале»), сочиняет стихи. В них интереснейшие мысли о советском строе, о его неоднозначности, не укладывающейся в догмы упрощенного марксизма. Герой его повестей и альтер эго автора — Николаю Вершинин, пытается осмыслить своеобразие русского коммунизма, отличающее его от коммунизма европейского. Тут рассуждения лосевского Вершинина перекликаются с позицией других православных философов,­ уже эмигрантов — евразийцев Савицкого, Трубецкого, Вернадского и национал-большевика Устрялова.

Конечно, его не печатают, но разрешают преподавать филологию в провинциальных вузах, Лосев работает "в стол", в эти годы он пишет великолепную книгу "Самое само", учение о вещи как живом целостном организме, сердцевино­й которого является «самость». Рукопись чудом уцелела при пожаре 1941 г., когда бомба упала прямо в дом Лосевых на Воздвиженке, где безвозвратно погибли многие труды...

В годы войны слепой, с ухудшающимся здоровьем, он пишет повесть «Жизнь», где дает формулу философии православного патриотизма. «Наша философия должна быть философией Родины и жертвы, а не какой-то там отвлечённой, головной и никому не нужной „теорией познания" или „учением о бытии или материи"... Бессмысленна жертва какой-то безличной и слепой стихии рода ... Жертва же в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна...». Эта повесть Лосева также увидит свет уже после его смерти.

В 1942 году Лосеву выдается возможность преподавать в родном Московском университете. В 1944 году он устраивается на филологический факультет Московского пединститута, где и проработал вплоть до своей смерти, занимаясь исследованиями в области античной эстетики (философией заниматься ему было запрещено органами НКВД КГБ ввиду неблагонадёжности).

После смерти Сталина у Лосева опять появилась возможность публиковать работы в 1953—1954 гг. в издательстве МГПИ после 23-летнего перерыва вышли книги Лосева: «Олимпийская мифология» (1953), «Эстетическая терминология ранней греческой литературы» и «Введение в античную мифологию» (1954). Начиная с 1960 г. выходят почти ежегодно его книги: «Философская энциклопедия», для которой Лосев написал сто статей, многотомная «История античной эстетики», «Введение в общую теорию языковых моделей», собрание сочинений Платона в 3-х томах под редакцией А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса, «Проблема символа и реалистическое искусство», «Античная философия истории», «Платон. Жизнеописание» (совместно с А.А.Тахо-Годи), «Эстетика Возрождения», энциклопедия «Мифы народов мира» со статьями Лосева по греческой мифологии, «Диоген Лаэрций — историк античной философии», «Аристотель. Жизнь и смысл» (совместно с А.А.Тахо-Годи)...

В 1954 году умирает его жена, друг, соратница по подвигу тайного монашества — Афанасия (Валентина Михайловна Соколова-Лосева). Лосев тяжело болеет. Однако ему назначено было прожить ещё долгую жизнь и стать связующим звеном между философией Серебряного века и современностью.

Его новым помощником и другом становится аспирантка Аза Алибековна Тахо-Годи, которую Валентина Михайловна перед смертью просила не оставлять Лосева, телесно совершенно беспомощного, слепого инвалида, Аза Алибековна (в Св. Крещении она приняла имя Наталья, по имени матери Лосева) будет с философом до самой его кончины, она и до сих пор остаётся преданной делу Лосева.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики»,­ изменивший традиционные представления об античности. Лосев совершил еще один, научный подвиг, написал огромную 8- томную «Историю Античной эстетики», фундаментальнейший труд, без которого теперь уже невозможно представить историю античной философии. В нём разворачивается внушительная концепция античной культуры, которая связывает воедино различные проявления античного духа — и экономику, и мифологию, и искусство, и философию. А.Ф.Лосев даёт не только логику, символику и мифологию, но конкретное социальное бытие античности. Ведь философ считал, что "идеи имеют свое тело и свой дух. Тело реализует дух, выявляет его, дает ему возможность быть, но дух создает своё тело". Производство не существует само по себе, но и духовная культура не может оставаться пассивной. Для А.Ф.Лосева материальная жизнь общества своего рода художественно-социальный метод проявления духовной жизни человека, и по ней мы видим человека. Лишить духовную жизнь человека её материальной основы – "это всё равно, что вместо живой картины с её холстом и красками только мысленно представлять ее отвлеченную идею".

К своему 90-летию в 1983 г. автор издал шесть томов "Истории античной эстетики" (1963-1980), удостоенных Государственной премии 1986 г. В день кончины А.Ф.Лосева 24 мая 1988 г. 9 принесли сигнальный экземпляр VII тома (в двух книгах) "Истории античной эстетики". В этом же 1988 г. был сдан в издательство восьмой том.

Кроме этого, тяжело больной человек, переводит труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского, пишет монографии об эллинистическо-римской эстетике и эстетике Возрождения, редактирует сочинения Платона, пишет книгу "Владимир Соловьёв" в 1983 году, тираж которой сперва арестовали, потом распродали в провинции . Власти к тому времени уже не знали, что делать с всемирно известным учёным, они то запрещали его книги, то награждали...

В восьмидесятые у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов молодого поколения, среди которых известные учёные, философы, деятели искусства. Популярность философских идей и личности А.Ф.Лосева становится международной. Дом на Арбате, 33, где сегодня размещается библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева», делается местом настоящего паломничества.

О нём снимают фильмы. В библиографии А.Ф.Лосева более 800 произведений. Похоронен философ на Ваганьковском кладбище. О тайном монашестве Лосева узнали только в наше время...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки - известные деятели культуры и науки.
СообщениеДобавлено: 28 дек 2013 17:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Поскольку скоро новый год и Рождество, речь пойдет о человеке с легкой руки которого на наш новогодний стол подаются абхазские мандарины.

Андрей Николаевич Краснов (27 октября 1862, Санкт-Петербург, — 19 декабря 1914) — «ученик В. В. Докучаева, соратник и друг В. И. Вернадского, профессор Харьковского университета, известный географам как основоположник современной конструктивной географии, а более широким кругам — как учёный, который почти собственными силами превратил Черноморские субтропики Грузии из царства болот и малярии в цветущую и зажиточную страну, израсходовав на это полтора десятилетия своей короткой жизни» (И. Г. Черванёв), ботаник и путешественник, первый доктор географии в России, получивший эту учёную степень на основании публичной защиты.
По словам В. И. Вернадского, «это был очень талантливый человек, всю свою жизнь отдавший научному исканию и общественной научной работе. <…> Среди учёных-художников, давших нам картины природы их времени и их понимания, А. Н. Краснов занимает своеобразное и большое место».
Родной брат писателя Платона Николаевича Краснова и генерала, атамана Всевеликого Войска Донского Петра Николаевича Краснова.
Андрей Николаевич Краснов родился в культурной донской казачьей семье, в которой были живы интересы литературы уже в течение нескольких поколений. В Петербурге он провёл свои гимназические годы (учился в 1-й Санкт-петербургской гимназии); здесь он окончил естественное отделение университета (1885 год), здесь сложились его научные запросы, возникли им овладевшие замыслы.

«Краснов был в числе немногих, которые пошли на естественное отделение по призванию. Натуралист с детства, он впервые в университете нашёл, наконец, то, чего так давно искал его проникавший в природу ум».

В то же время он принимал участие в студенческом научно-литературном обществе при Петербургском университете (1882–1887) и в кружке «молодых ботаников», собиравшихся под кровом Петербургского общества естествоиспытателей. В этот кружок входили Е. И. Ремезов, В. И. Вернадский, В. Н. Аггеенко, Л. А. Обольянинов, А. К. Медведев, Н. Г. Ушинский.
Яркая и интенсивная научная жизнь Петербурга того времени (1880-е годы) наложила на него свою печать.

Дружба с В. И. Вернадским, с которым он вместе учился в гимназии и университете, влияние В. В. Докучаева, А. Н. Бекетова и. В. Мушкетова, шедшая в это время при Петербургском университете творческая работа в области изучения почв и создания нового направления в почвоведении, исследования живой природы в тесной связи с историей Земли, с характером её почвенного покрова, определили уклад его научных исканий. Этим стремлениям молодости, явившимся отражением петербургской научной атмосферы, А. Н. Краснов остался верен всю свою жизнь.

На становление Краснова как учёного воздействие А. Н. Бекетова и В. В. Докучаева несомненно. «Бекетов, несомненно, оставил крупный след в том течении ботанической мысли, которое ярко складывалось в то время в России и которое не только было связано с изучением флоры, но и привело к геоботаническим работам.
В область этих явлений под влиянием А. Н. Бекетова сразу целиком ушла мысль Краснова. На этой почве он подошёл к вопросам физической географии, геологии, почвоведения. На них он столкнулся ближе с В. В. Докучаевым».

«Он быстро двинулся как ботаник, близко сошёлся с А. Н. Бекетовым и его семьёй, встал на ноги, как молодой, подающий надежды специалист-ботаник. Может быть, даже он слишком рано вошёл в специальную работу, не докончив систематического научного образования». Ещё будучи студентом второго курса, весной 1882 года был прикомандирован к экспедиции для собирания растений в южной части Томской губернии.

Со студенческой скамьи научная ботаническая работа А. Н. Краснова была в широкой степени охвачена влиянием Докучаева. Вскоре он принял участие в его земских экспедициях в Нижегородской (1883, по поручению Почвенного комитета) и позже в Полтавской губерниях, с И. В. Мушкетовым исследовал Прикаспийскую полупустыню, в 1883 году — уже самостоятельно — изучал растительность Алтая (часть гербария алтайских растений, собранного Красновым (375 листов), хранится в Гербарии имени И. П. Бородина Санкт-Петербургской лесотехнической академии).

Первые успехи научной работы во многом изменили студенческую жизнь Краснова, заставив его уже с третьего курса уйти в очень трудную самостоятельную работу, требовавшую от него много времени и большого труда.

В 1884 году он представил работу «О происхождении чернозёма», которая была удостоена золотой медали. В 1885 году окончил курс университета со степенью кандидата и был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Летом того же года исследовал в геоботаническом отношении калмыцкие степи Астраханской губернии.

Весной 1886 года Краснов был командирован на средства Императорского русского географического общества для исследования Центрального Тянь-Шаня, причём проникал в пограничные области Китая, Кульджу, Кашгарию (Аксу).

По результатам этой экспедиции он написал магистерскую диссертацию «Опыт истории развития флоры южной части Восточного Тянь-Шаня», которую успешно защитил в 1888 году. В диссертации этой выдаются главы о влиянии климата на образование видов растений, подтверждённые анатомическими исследованиями над родом Курчавка (Atraphaxis).

В 1889 году А. Н. Краснов — экстраординарный профессор созданной им кафедры физической географии и антропогеографии Харьковского университета, профессор ботаники Харьковского ветеринарного института, производил ботанические исследования в Полтавской губернии.

В Харькове же он наряду с преподавательской и научной работой вёл и большую культурную работу: он пытался создать публичный ботанический сад, был в центре научно-популярных курсов для рабочих, читал популярные публичные лекции, одно время принимал деятельное участие в местной прессе, интересуясь и здесь не столько вопросами политики, сколько просветительно-культурными.

Так, в 1890 году Краснов организовал в Харьковском университете Географический кабинет и студенческий географический кружок. Впоследствии при городском музее в Харькове он создал географический отдел, а в 1906 году организовал при Харьковском ветеринарном институте ботанико-географический сад, ставший прототипом Батумского ботанического сада.

Краснов начал свою научно-педагогическую деятельность с внедрения в учебный план курса общего землеведения. Программу курса он изложил во вступительной лекции и в письме к В. И. Вернадскому:

Задача <…> — связать выводы астрономии, астрофизики, геологии, которые касаются земного шара, вывести из них как следствие современные климаты, распределение явлений динамической геологии, грунтов, растений, животных и человеческих племён.

В 1890 году совершил со студентами экскурсию по Сванетии, чем положил в России начало гeoгpaфичecкиx экскурсий, которые и сам повторял со студентами; осенью того же года проехал Северную Америку от Нью-Йорка до штата Юта и вернулся через Нью-Мексико. В 1891 году совершал экскурсии по Харьковской и Полтавской губерниям, а также по юго-восточному Кавказу (Ленкорань).

Весной 1892 года на собственные — весьма скудные — средства Краснов отправился в экспедицию с учёной целью вокруг берегов Азии: Сахалин — Япония — Китай — Ява — Индия — Цейлон. Из многочисленных путешествий своих по разным частям России Краснов вывез гербарии, заключавшие немало новых форм и хранившиеся отчасти в Санкт-Петербургском университете, отчасти в Императорском ботаническом саду.

С 1893 года возобновил чтение лекций в Харьковском университете.

В 1894 году представил и защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Травянистые степи Северного полушария», которая представляет свод данных о географическом распространении, облике, растительности и почвенном покрове травянистых степей и разбор ранее существовавших теорий их происхождения.

За эту работу Краснов был удостоен учёной степени доктора географии и назначен ординарным профессором Харьковского университета по кафедре географии.

В. В. Докучаев и А. Н. Краснов вывели отечественную географию из состояния учебной дисциплины, в котором она находилась очень долго, присоединив её к актуальнейшим и самым продуктивным областям научной деятельности. Благодаря этому им удалось улучшить благосостояние большой части страны, а отечественной географии дало право занять видное место в мировой науке.

В 1895 году Краснов был командирован Министерством двора в экспедицию в центральную Индию, на Цейлон, в Японию и Китай для изучения на месте культуры чая с целью разведения этого растения на плантациях удельного ведомства в Батумской области.

В 1910 году Краснов опубликовал курс «Лекций по физической географии», где дал описание основных ландшафтов земного шара и сделал попытку объяснить их происхождение. Как отмечал В. И. Вернадский,

А. Н. Краснов был не только учёным-натуралистом, он был художником, глубоко чувствовавшим красоты природы; в его научном творчестве этот субъективный элемент выдвигался на первое место, нередко в ущерб тем требованиям, которые ставятся наукой всякой передаче достигнутого учёным и которые необходимы для коллективного накопления научных фактов.

А. Н. Краснову принадлежат важные научные достижения. Именно он внедрил фитогеографию и связал её с классификацией климатов Кёппена, осуществил районирование земного шара по типам растительности, придерживаясь зонально-географического принципа.

Он выделил десять зон и пять ландшафтных областей; в каждом из выделенных районов представил комплексную характеристику влияния природы на растительность. Характеристика ландшафтов была определена начиная с процесса выветривания и почвообразования через рельеф и климат и вплоть до растительного и животного мира и культурных ландшафтов (то есть по схеме, которая стала рабочей уже во второй половине XX века).

Растительные зоны были описаны А. Н. Красновым довольно основательно за несколько лет до формулирования В. В. Докучаевым закона мировой зональности. Сопоставление мыслей и высказываний А. Н. Краснова с соображениями его выдающихся предшественников А. Гумбольдта и К. Риттера свидетельствует, что они были в целом единомышленниками.

Но вместе с тем А. Н. Краснов, как и его выдающийся учитель В. В. Докучаев были первыми землеведами, которые реально воплотили определённую часть своих знаний в практическую деятельность.

«Натуралист-художник» А. Н. Краснов нередко делал совершенно недопустимые в строгих требованиях современной науки промахи, работал быстро, интенсивно и крайне небрежно.

Основные работы Краснова-ботаника посвящены истории и современной растительности Средней Азии, степей Северного полушария, субтропических районов чаеразведения Азии. Краснов изучал флору тропических и субтропических стран, был одним из пионеров отечественного субтропического земледелия, в частности, культуры чая, цитрусовых, бамбука, хурмы на Кавказе.

А. Н. Краснов пришёл в восхищение от мысли обеспечить Россию собственным чаем. Он организовал три чайных экспедиции в Юго-Восточную Азию, изучил культуру чая и завёз его в сеянцах (а вместе с ним — несколько других субтропических культур) в Аджарию, где, по его оценкам, почвенно-климатические условия были благоприятны для этого.

На протяжении полутора десятилетий он тщательно работал над интродукцией субтропических культур.

В 1912 году вследствие развившейся тяжёлой болезни Краснов вышел в отставку и в сознании близкой смерти с неукротимой энергией употребил остаток жизни на новое культурное создание — на осуществление своей старой идеи: создание в России большого ботанического сада среди подтропической природы.

Он основал (в 1912 году) и возглавлял в должности директора до свой кончины Батумский ботанический сад на Зелёном Мысе, придав его экспозициям ландшафтно-географическую структуру (что, в свою очередь, требовало специальных наблюдений и оценок). Этот сад должен был явиться опытным учреждением для введения новых культур в область влажных субтропиков.

В немногие годы (1912–1914) Краснову удалось провести свою задачу в жизнь, найти поддержку и сочувствие в правительственных кругах (у главноуправляющего земледелием и землеустройством А. В. Кривошеина), получить нужное, выбранное им место около Батуми (41°38′ с. ш. 41°39′ в. д. (G), 65 десятин), необходимые для начала денежные средства и заложить ботанический сад, который остался лучшим ему памятником.

Он ввёл фитомелиорацию болот Колхиды, используя богатырскую способность австралийских эвкалиптов высушивать почву, вытягивая из неё воду, и на протяжении краткого срока добился улучшения её экологических условий.

Краснов умер «давно больной, среди работы, в самый разгар организации им уже большого дела, в связи с садом и похоронен там же на выбранном им месте, про которое он писал: „Сделайте от моей могилы просеку, чтобы мне видна была Чаква с окружающими её снеговыми горами, кусочками моря; я там впервые начал работу; там тоже осталась частичка моего я…“». Смерть его прошла почти незамеченной в широких кругах русского общества.

Память учёного отметили лишь там, где он работал последние годы жизни,- в Харькове и Батуме. Харьковское общество любителей природы открыло подписку на фонд имени А. Н. Краснова «для выдачи пособий на исследование местного края».


Вложения:
_4nzmb-0ujo.jpg
_4nzmb-0ujo.jpg [ 221.53 КБ | Просмотров: 1119 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки - известные деятели культуры и науки.
СообщениеДобавлено: 05 фев 2014 23:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2013 21:53
Сообщения: 633
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Памяти генерал-майора Донской Армии Леонида Михайловича Михеева.

6 февраля 2014 года исполняется 52-ая годовщина кончины героя Русско-японской войны казака ст. Клетской, Области Всевеликого Войска Донского, военного инженера, профессора военно-инженерных наук, полковника Императорской Армии, Генерал-майора Донской Армии Леонида Михайловича Михеева.

Выпущенный прямо из Николаевского военного инженерного училища весной 1904-го года выходит прямо в действующую армию во 2-й дальне-восточный саперный батальон. В одном из первых боев в Маньчжурии, под Ляояном, подпоручик Л. Михеев вместе с фельдфебелем сжигают, под усиленный японский пулеметный огонь, мост через Желтую. Во время операции, фельдфебель был тяжело ранен. Подпоручик Михееев заканчивая уничтожение моста, выносит фельдфебеля на своих плечах под пулеметным огнем. За это дело Л. Михеев получил орден св. Анны 4-й степени и Анненскую шашку с надписью «за личную храбрость в бою под Ляояном». К концу русско-японской войны Л. Михеев получает еще два ордена.
В 1907-м году пор. Л. Михеев поступает в Николаевскую инженерную Академию, которую заканчивает в 1910-м году по 1-му разряду, получив золотую медаль и 2 премии.
1914й год застает его в постройке группы фортов 19 и 22 «Царский Дар» (которые он сам проектировал) крепости Новогеоргиевск, где он несколько месяцев находился в осаде. Германцы не могли сделать ни одной пробоины в стенах крепости. К сожалению ее предал , после эвакуации Л. Михеева, начальник инж. управления, передав германцам карты крепости. Он был немцем.
Вскоре царским указом он эвакуируется из осажденной крепости в Киев и назначается начальником отделения аэрофотограмметрии ставки Военно-Воздушных сил генерал-инспектора вел.князя Александра Михайловича.
Находясь при ставке, Л.Михеев принимает участие в 4х крупных операциях, включая операцию Луцкого Прорыва, 8-й армии ген. А.М. Каледина. В ней подполковник Михеев делает аэросъемку неприятельских сил перед 8-й армией и вырабатывает точные позиционные карты неприятеля на 100 верст впереди позиций. (это было скрыто от Брусилова, так как ставка знала, что Брусилов со штабом были комунистами).
Таким образом русские войска наступали с открытыми глазами, зная по картам подполковника Л. Михеева, не только точное расположение неприятельских сил, но и количество и род войск.
К сожалению эта блестящая операция была сорвана акциями коммуниста ген. Брусилова, отведшего в сторону войска смежные с 8-й армией ген. Каледина, в результате чего получилась брешь с двух сторон. Ген. Каледину пришлось остановиться и перестраивать свою линию вместо продолжения наступления на Берлин. Это дало австро-германцам время перебросить в запада и юга около 60 дивизий. Франция и Италия были спасены, но русское наступление остановилось.
Эта была самая блестящая операция 1-й мировой войны. Если бы не Брусилов, то Русские были бы в Берлине осенью 1916 года и война бы закончилась. Возможно что не было бы и революции.
Оканчивает службу в Императорской Армии в чине полковника с наградами включающими Владимира с мечами и бантом 3й степени и два высочайших благоволения.
Осенью полк. Михеев, с отцом, ген. штаба ген. лейт. М.Г.Михеевым, командиром 1-й Оренбургской казачьей дивизии (принимавшей участие в Луцком прорыве) и младшим братом сотником Николаем уходят на Дон и принимают участие в действиях Донской Армии.
В 1919-м отступление и эвакуация из Новороссийска. В ноябре 1920 г. эвакуация и полк. Л.Михеев отступает с донским корпусом и своим донским техническим полком в Чаталджу и на Лемнос.
Осенью 1921 г. переброска в королевство Сербов, Хорватов и словенцев (будущая Югославия).
С 1921 — 29 работы с полком по подрядам по Сербии. Затем, из-за наступившей депрессии в стране, полк. Михеев устраивает казаков на работы, а сам устраивается инженером.
В годы 1931-41 он строит югославские железные дороги, преподает в Югославянской Военной Академии, в Русском Военном Институте, руководит разведкой 4 отдела РОВСа, руководит идеологической частью русских соколов. Донской атаман производит его в чин генерал-майора.
В 1941-м, когда германцы оккупировали Югославию, Л. Михеев поступает в Русский Охранный Корпус.
В марте 1943 г. выходит из него, не желая приносить присягу Германии. Конец войны застает Л.М.Михеева в штабе кубанского атамана, ген. Науменкою Отступая на запад, ген. Науменко в Инсбруке узнал что англичане выдают казаков советам и распустил войска при штабе.
Л.М. Михеев идет на север и г. Зальцбурге открывает строительное предприятие, давая возможность сотням казаков прикрыться и заработать кусок. хлеба. Между июнем 1945 и апрелем 1949 он прикрывает и выдает удостоверения более 2.000 казакам и воинам из Русского Корпуса, спасая их от выдачи.
В 1949 вместе с семьей переезжает в США.
К сожалению ему не пришлось найти работу по специальности в Америке. Он жил у своих сыновей, писал исторические военные труды, открывает Институт изучения проблем войны и мира, принимает участие в Союзе Русских Академических Организаций, Обществе Русских Инженеров в США, Ассоциации защиты интересов русских в США, общество русских военных летчиков, Русском Соколе.
Скончался 8 февраля 1962-го года в Нью Йорке и похоронен на кладбище монастыря Новое Дивеево, рядом с женой и двумя сыновьями Михаилом и Максимилианом.
Остались семьи старших сыновей и младший сын Ярополк, в настоящее время атаман ВВДЗ


Вложения:
l_m_miheev1.jpg
l_m_miheev1.jpg [ 19.1 КБ | Просмотров: 1057 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group